Новые подходы к оздоровлению детей.

Автор фото: freephotos.com

По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом.

В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно создание психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий.

Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей - выработка разумного отношения к своему организму, привитии необходимых санитарно-гигиенических навыков.

На современном этапе развития возникла необходимость радикального изменения сложившихся способов построения взаимодействий взрослых и детей в ДОУ в соответствии с приоритетами целостного психосоматического развития ребёнка.

Я хочу вас познакомить с новыми подходами к оздоровлению детей, социальной технологией «Здоровый дошкольник» Юрия Филипповича Змановского и «Развивающей педагогикой оздоровления» Влади́мира То́виевича Кудрявцева

Ю.Ф.Змановский в понятии здоровый ребёнок включал, помимо физиологических характеристик, психологические, такие, как жизнерадостность, активность, любознательность, высокий уровень умственного развития, отражающие не только эффекты, но и условия успешного оздоровления.

В.Т. Кудрявцев и его коллега Борис Егоров разработали программу «Развивающая педагогика оздоровления», в которой отражены две линии оздоровительно-развивающей работы:

​ Приобщение к физической культуре

​ Развивающие формы оздоровительной работы.

Авторы исходят из представлений о ребенке как целостном духовно-телестном организме - преобразователе природно - социально-экологических связей. Эффект оздоровительный достигается воспитанием у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности.

Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления:

​ Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;

​ Дыхательной гимнастики,

​  Звуковой гимнастики;

​ Гимнастики для глаз, лица, осанки, плоскостопия;

​ Точечного массажа;

​ Элементов йоги.

Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).

По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само и взаимопомощи, а затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого корректировать собственное психосоматическое состояние (там, где нужно). У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа (своего и чужого), доброе уважительное отношение к ним.

Например: имитируя позу «кошечки», ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не в статике.

Не надо ему объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.

Другой пример: в психогимнастике, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло»

-при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например: воспитатель указывающий на заболевшего ребенка обращается к детям: Ребята, а где же у нас горчичники? Давайте поможем! Дети, желающие помочь, прикладывают ладошки к больным местам. Эти живые горчичники начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие- проявляется эффект эмоциональной отдачи.

Полоскание горла водой эффективно, если дети предварительно ее энергетически обрабатывают, заряжают, желая себе здоровья.

Мы можем интегрировать нетрадиционные формы оздоровления Кудрявцева с художественно – эстетической областью развития.

Как можно использовать рисование в дыхательной гимнастике? Можно рисовать дыханием в воздухе воображаемые предметы, можно использовать трубочки с краской, выдыхать краску из трубочки, можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки. Вспомните, как малышам нравится рисовать пальчиком на стекле, но перед этим нужно создать поверхность для рисования. А для того чтобы стекло затуманилось, придется, как следует, подышать. Можно сделать аппликацию бабочек, повесить их на ниточки и сделать дыхательную гимнастику, можно вырезать листочки, положить на ладошку и подуть на них, а конструирование, можно сконструировать вертушку, чем дольше дуешь, тем дольше крутится, можно скатать ватные или бумажные шарики и поиграть в футбол, можно устроить гонки. 

Музыку также можно использовать в дыхательной гимнастике, например духовые музыкальные инструменты, будь-то дудочка или губная гармошка, труба или флейта

Точечный массаж - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Техника точечного массажа относительно не сложна, а если использовать при этом потешки и веселые приговорки, то проведение точечного массажа станет любимым занятием вашего ребенка

Точечный массаж можно использовать с лепкой. Захватывание «щипок»: данную манипуляцию осуществляют 3-мя пальцами правой кисти, а именно большим, средним и указательным. Ими захватывают кожу в месте месторасположения необходимой точки и собирают ее в складку. Затем складку разминают – вращают ее, сдавливают и т. п. Все движения рекомендуется выполнять очень быстро до тех пор, пока человек не почувствует онемение. Так же «Гимнастика маленьких волшебников», игра «Я скульптор» детям предлагается побывать в роли скульптора, а «материалом» служит сам ребенок, он лепит, мнет, разглаживает свое тело. Самый обычный карандаш способен превратиться в прекрасный массажер для рук. В течение нескольких минут интенсивно перекатывайте его между ладонями. А вот и рисование. Игра «Я массажист». Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» на ней различные фигуры.

Гимнастика для глаз по Норбекову рисуем глазами бабочку: переводим взгляд направо вверх, направо вниз, налево вверх, налево вниз.

Теперь в другом направлении: налево вниз, налево вверх, направо вниз, налево вверх.

Можно рисовать не только бабочку…

гимнастика необходима не только глазам, но и шее, Расслабление шейного отдела способствует увеличению кровотока, а, следовательно, усилению питания глаз. Положение сидя как нельзя лучше подходит для выполнения этого упражнения. Можно выполнять упражнение стоя, лежа. Тело должно быть расслаблено, глаза закрыты. Вообразив, что кончик носа – это перо или ручка, нужно выписывать им геометрические фигуры, буквы, слова, можно нарисовать носом небольшую картину, например, цветок в вазе или домик с трубой.

Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова. Рисование пальчиками это тоже пальчиковая гимнастика и лепка и конструирование и игра на музыкальных инструментах.

Сбережение и развитие здоровья детей необходимое условие развивающегося образования. Наша главная задача - помочь ребенку выработать разумное отношение к своему организму, выбрать стиль поведения не наносящий ущерба физическому и психическому здоровью.


Комментарии

Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Добавить свою публикацию в Блог