После 3-х уже поздно

«В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое он получил в семье и обществе» — Р. Оуэн.

Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь сильные и порой противоречивые чувства, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество радостей, счастливых минут. С другой — они же являются источником жестоких разочарований, тревог, нерешенных и нерешаемых проблем. Растить детей всегда трудно. Их воспитание каждый день требует массу сил, времени, нервной энергии, и, несмотря на все усилия, далеко не всегда они растут и развиваются так, как хотелось бы. Откуда берутся эти трудности и можно ли обойтись без них? Можно ли избежать проблем и конфликтов со своим ребенком?

Многие трудности в воспитании детей связаны с тем, что родители не могут и не пытаются понять психологию своего ребенка. Взрослые обращаются со своим малышом так, как будто он такой же, как они сами. До сих пор еще бытует мнение, что ребенок — это маленький и несовершенный взрослый: он такой же, как мы, только многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими желаниями и эмоциями, не умеет читать, считать, решать задачки пр.

Внимательные родители, наблюдая, за своим ребенком, хорошо знают, как мало он похож на взрослых. Он иначе думает, иначе чувствует, иначе видит и очень многого не может. Для того, чтобы избежать родительских ошибок, нужно знать, почему ребенок поступает так, а не иначе, и научиться разумно управлять его поведением.

Родителям, порою, кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для этого — обеспечивать безопасность детей, кормить, одевать, покупать им игрушки. Окружающие взрослые — хотят они того или нет — постоянно воспитывают ребенка, формируют его душу. Такое воспитание происходит неизбежно и совершенно незаметно. Иногда родители думают, что воспитание — это какие-то специальные педагогические воздействия, или объяснения правильных и неправильных действий, или приведение положительных и отрицательных примеров. Но в большинстве случаев такие методы мало помогают. А вот то, как вы живете, как разговариваете друг с другом, как относитесь к своему малышу, что делаете вместе с ним, — все это ребенок обязательно впитает в себя, и вся ваша с ним совместная жизнь как раз и воспитывает его. Так что родители не только помогают детям нормально жить и расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому развитию.

Сам по себе малыш никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только с другими людьми и только через общение с ними. Никакие роботы, радионяни или компьютеры не заменят маленькому ребенку родных людей — папу и маму, бабушку и дедушку. Именно в общении, в совместной жизни с ними рождаются его чувства, мысли, желания и поступки.

От отношения к малышу, от количества и качества общения зависит и уровень развития его способностей, и характер, и само будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не станет полноценным человеком. А такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье, от своих родителей. Ведь недаром еще Ф.М. Достоевский писал, что «ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь».

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые годы жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Известно, что дети, первые годы жизни которых прошли в недостатке эмоционального общения с родителями, даже при хорошем материальном обеспечении резко отстают в своем психическом и человеческом развитии: они менее самостоятельны, позже начинают говорить, думать, решать задачи и главное — они совершенно лишены инициативы, воображения и сочувствия к другим людям. Такой дефицит общения возникает не только в детском доме, где дети растут совсем без родителей. Он может возникнуть и в достаточно обеспеченных семьях, где мама и папа обращают мало внимания на ребенка, или когда родители придерживаются тактики «строгого» воспитания младенца.

Японский педагог и психолог Масару Ибука писал в своей книге «После трех уже поздно» о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка, его сферы чувств и эмоций, положительного отношения к миру — это личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период интенсивного развития мозговых клеток, когда возникает 70–80% всех соединений. Это зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка, то есть именно до трехлетнего возраста. Уже в первые шесть месяцев после рождения достигается 50% взрослого потенциала мозга, а к трем годам — 80%.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства развиваются после трех лет, но на базе, уже сложившейся к этому возрасту. Взрослые совершают принципиальную ошибку, «оставляя в покое» и пуская на самотек психологическое развитие своего ребенка до трех лет. Именно в первые три года, совершается очень важный скачок в жизни ребенка. Формируется первая адаптация к окружающей среде — материальной и духовной, складываются первые установки, в соответствии с которыми будут строиться в дальнейшем отношения ребенка с окружающими его людьми. Потому и требуется родителям с самого рождения детей, в первые месяцы и годы их жизни, анализировать ее условия и создавать возможности для интеллектуального и эмоционального развития.

Таким образом, множество факторов влияют на развитие личности вашего ребенка, на развитие его способностей в различных областях знаний и деятельности. Задача взрослых — способствовать созданию таких условий, которые обеспечивали бы ребенку возможность полноценного проживания каждого этапа его жизни. Для этого необходимо стимулировать собственную активность ребенка, его любознательность и интерес к познанию окружающего мира. С первых дней жизни окружать ребенка теплом, заботой и искренним вниманием. А главное — дарить ему любовь и ласку!


Комментарии

0
Андрей Крумберг
Хорошая статья
Имя 0
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Добавить свою публикацию в Блог