Школа как часть жизни

Автор фото: Маргарита Ушакова

В детстве каждый год, примерно в середине августа, я начинала отчетливо понимать, как соскучилась по школе. И хотела поскорее открыть чистую новую тетрадь (таких теперь уже и нет - с промокашками, которые я обожала), взять ручку со светлой пастой и, по возможности, идеально-предеально записать "Классная работа" на самой первой странице. Я обожала эти первые страницы, примерно так же, как ненавидела вторые, восьмые и пр. - там, где приходится писать на обороте. Мне казалось это уже чем-то неправильным совершенно.

В школе были практически все мои друзья, работала моя мама, там всегда как-то разнообразно кипела жизнь. Школа на целый учебный год и была, собственно, если не всей жизнью, то ее основой - точно. Все остальное - увлечения, прогулки, праздники, книжки, - нанизывалось уже, как бусины на леску. 

И, несмотря на то, что школы в моей жизни были разные, я ко всем относилась практически одинаково хорошо. Наверное, в сравнении с музыкальной, что, впрочем, в данном случае совершенно не важно. 

Моя дочь второго класса не ждет. Ни тетрадок там, ни ручек. Промокашек - так их и нет, досада какая. И происходит интересная вещь. Все остальное - не школьное - в ее жизни перестает нанизываться, словно бусины на леску. Оно то складывается в спонтанные мозаичные узоры (почитать – нарядиться –спеть - сделать придуманную только что поделку - побежать гулять - снова почитать), то становится удивительной экспериментальной лесенкой (послушать сказку про домового - озадачиться тем, живет ли у нас в доме такой - написать ему письмо - положить с конфетой на балкон - не найти утром конфеты - пожелать домовому приятного аппетита), а то превращается в многослойную аппликацию из одних вопросов (а где та книжка на английском, в которой можно окошки открывать?- а я в этом году пойду цирком заниматься? - а можно у деда мороза два подарка на новый год попросить, мне, кроме настоящих крыльев, еще нужна живая лошадь?). 

Никогда еще мне, школьнице, лицеистке и педагогу-психологу с многолетним стажем работы, не приходила в голову простая мысль, что может быть и так, и что в этом столько непростого и интересного. И что школа, в которую "не торопятся в августе", может способствовать в итоге развитию ребенка так же, как и та, в которую спешат. Давая время, освобождая мысли, не порабощая отметками...
И, глядя на это, я мечтаю, чтобы когда-нибудь и в самом деле можно было приходить в школу не каждый день, проходить необходимый минимум предметов, а все остальное изучать там, где тебе интереснее. Литературу - в библиотеке, физику - в Экспериментариуме и планетарии, биологию - в ботаническом саду и контактном зоопарке, МХК и историю - в музеях больших и маленьких. У разных людей, с разными людьми, разное и по-разному...  

И тогда, вполне возможно, школа будет прекрасна и замечательна. Всегда и для всех. Как прекрасна раритетная, ценная бусина, из которой никто не пытается сделать универсальную леску.


Комментарии

Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Добавить свою публикацию в Блог