КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ТРУДНОЙ УЧЕБОЙ?

Автор фото: bravedefender.ru
Когда времена начального обучения миновали, прописи исписаны, простые задачки на сложение-вычитание решены и кажется, что вот теперь-то наш ребенок может заниматься самостоятельно и не нужно проверять его домашние задания, контролировать и подталкивать, многие родители сталкиваются с новыми проблемами – проблемами трудной учебы.

Каковы причины трудностей учебы уже подросших детей? 

  • Во-первых, не секрет, что постоянно меняющаяся школьная программа со временем усложняется, а родителями постоянно оказываются немного «из другой программы», не узнавая методику и содержание на первый взгляд знакомых школьных предметов, в результате они не всегда могут оказать помощь, вынуждены сами заново вникать в школьную программу. 
  • Во-вторых, современная школа предъявляет к детям (чего уж скрывать?) не совсем адекватные требования: требует творческого подхода и свободного мышления, но продолжает обучать «по образцу», нагружает по максимуму, но ожидает постоянной высокой мотивации, не учитывает индивидуальных особенностей, но пытается повышать общие требования и т.д. Все это часто делает домашние задания тяжким бременем, непосильным ярмом на шее наших детей. 
  • В-третьих, современные дети, в чем-то взрослея раньше своих родителей, часто дольше остаются инфантильными созданиями, плохо переносящими нагрузки, ограничения свободы и любой дискомфорт, и каждодневные домашние задания вызывают у них раздражение. Ясно, что раздражение не способствует успешному выполнению уроков. 

Чем же современный родитель может помочь современному школьнику в том, что касается трудной учебы? Какие именно действия можно предпринять, чтобы облегчить для ребенка сложный процесс выполнения домашних заданий? 

Прежде всего, нужно избегать двойных стандартов: если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают и вызывают протест. Меняйтесь сами и тяните за собой своего ребенка! 

Кроме того, важно постоянно поддерживать положительную мотивацию, поддерживать и углублять понимание того, зачем ребенок учится, зачем решает все эти сложные задачи, если в каждодневной жизни он не видит применения косинусам и котангенсам. 

Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью – русский и литература, ведь быть спортсменом – не значит быть безграмотным. 

Важно также и создавать приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?» или «Сейчас открою книжки, и мать опять кричать начнет, что я ничего не понимаю». Атмосфера – это важно и относительно просто, важно самому настроиться на позитив и терпение. 

Возможно, уроки немного растянутся по времени, если отвлекаться на обсуждения прочитанного, но зато это сделает выполнений трудных заданий менее неприятным занятием. 

А еще важно быть осторожным с критикой! Под давлением школьник, возможно, выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается. Родители же зачастую больше стремятся быть объективными, чем добрыми, а такой подход надо бы пересмотреть. 

Я бы отметила еще один момент, и он, на мой взгляд, один из важнейших: многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы, выполняя в итоге функцию второго учителя, но нельзя одновременно быть родителями и учителями, потому что учитель – это внешняя по отношению к семье фигура, а родитель – это ближайший человек, опора и поддержка, лучший друг, наконец. 

Поэтому брать на себя роль учителя, наравне с ролью родителя, явно не стоит! Это чревато еще и тем, что ребенок, находясь все время в роли ученика, перестает развивать самостоятельность, автономность, самокритику, вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен им руководить. Заботливым родителям, стремящимся повысить школьные успехи своих детей, нужно постоянно помнить об этом! 

Профессор базовой кафедры педагогической
и возрастной психологии Иркутского
государственного университета и Института
развития образования иркутской области,
доктор психологических наук
ЧЕРНЕЦКАЯ Надежда Игоревна


Комментарии

Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Добавить свою публикацию в Блог