НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР РОДИТЕЛЕЙ: СПОРТ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?

Автор фото: bagiraclub.ru
Организация досуга ребенка и выбор развивающих занятий – нелегкое дело для любого родителя, ведь хочется, чтобы занятия нравились малышу и папе с мамой, чтобы они приносили пользу, удачно дополняли школьные занятия и позволяли частично снять школьный стресс, чтобы, наконец, досуговые занятия развивали способности ребенка и делали его лучше. И один из самых частых вопросов, который встает перед родителями, - это вопрос выбора спортивной секции или творческого кружка. Часто родители пытаются совмещать и то, и другое или же начинают с одного и потом переключаются на другое. Но почти всегда в душе заботливого родителя остаются сомнения: не растеряет ли ребенок свои спортивные таланты, отказываясь от спорта в пользу рисования? Не тратит ли ребенок время зря в музыкальной школе, если хочет играть в футбол?

Прежде всего, стоит отметить, что как творческие кружки, так и спорт способствуют развитию креативности. Иными словами, если ребенок занимается спортом, то это не значит, что он не развивается творчески – креативность в этом случае развивается другими путями, развиваются сами механизмы творчества, а не художественная деятельность, которые мы привыкли с творчеством связывать. Ученые доказали, что во время занятий спортом в мозге человека активизируются области, отвечающие за вдохновение. Кроме того, физические нагрузки способствуют насыщению крови и клеток мозга кислородом, благодаря чему ребенку легче мыслить и анализировать. Поэтому специалисты советуют пребывающим в поисках вдохновения заняться спортом. Это позволит мозгу лучше работать и создавать новые образы. Кроме того, спорт делает организм более устойчивым к стрессу, что напрямую связано со способностью к творчеству. Таким образом, неверно считать спорт «антитворческой» или «неинтеллектуальной» деятельностью – это тоже интеллектуальное и творческое развитие! 

Кроме того, многие современные техники в психологии работают с телом: через танец, спонтанные движения, суставную гимнастику, специальные упражнения, и тому есть серьезные основания: гибкость тела, его гармоничность, расслабленность и энергичность напрямую влияют на гибкость, расслабленность и энергичность сознания. Когда ребенок занимается спортом, он преодолевает блоки в физическом теле и, как следствие, преодолевает какие-то блоки в сознании! Комплексы, тревоги и обиды часто уходят вместе со спазмами мышц, и ребенок более открыто смотрит на мир. И это еще один аргумент в пользу мнения о том, что спорт обеспечивает разностороннее развитие и не может считаться примитивным телесным занятием. 

Что же касается художественного творчества, то следует отметить, что в нем важен момент не просто созидания (новые поделки, рисунки и проч.), а именно продуктивного мышления: если ребенок в творческом кружке постоянно выходит за пределы известного, за пределы самого себя вчерашнего, самостоятельно находит новые идеи и пытается воплотить их, то уже неважно, что именно он делает – рисует картинки, вяжет, лепит или строит… Развивающий эффект от таких занятий будет огромным! В этом смысле кружки, где ребенок годами делает что-то по образцу, развивают «ремесленное» мышление, а не творчество, и уже не будут такими полезными в плане интеллектуального роста. 

Что же можно сказать в итоге об альтернативности спортивного и творческого развития? Полагаю, этой альтернативности быть не должно, но, если я скажу, что ребенок должен развиваться и телесно, и творчески, то рискую встретить поток недоуменных вопросов от родителей в духе «Как же все это совместить при нехватке времени?» … На практике часто приходится именно выбирать! Поэтому при реализации такого выбора психологи советуют опираться на несколько факторов: а) устойчивая мотивация и интересы ребенка (именно устойчивая, глубокая, а не сиюминутные желания с внешними стимулами типа красивой спортивной формы), б) обязательное дополнение сделанного выбора альтернативным занятием в совершенно свободное время и в форме игры и развлечения (если ребенок учится музыке, то стоит чаще организовывать спортивные семейные выходные, если он занимается спортом, то стоит подумать над творческими семейными вечерами, и т.п.), в) готовность поддержать новый выбор ребенка при условии  глубокого понимания его психологических причин, г) поддержание постоянных позитивных установок в отношении деятельности, которой ребенок занимается, без довлеющего стремления в достижениям – стоит постоянно помнить, что все, что ребенок делает, помимо школы, это все же развлечение и отдых, а не работа!  

Профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного университета и Института развития образования иркутской области, доктор психологических наук
ЧЕРНЕЦКАЯ Надежда Игоревна



Комментарии

Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Добавить свою публикацию в Блог